Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья

Закрыть ... [X]

1 д. Н. Колдина АППЛИКАЦИЯ С детьми 4-5 лет Конспекты занятий ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2 ББК УДК Колдина Д. Н. Аппликация с деплш 4 5 лет. Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, с.: цв. вкл. В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий с детьми 4 5 лет по аппликации. Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков ваппликации. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям. 18ВН Колдина Д. Н., 2009 «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009

3 От автора Уважаемые родители и воспитатели дошкольных учреждений! Изобразительная деятельность (рисование, лепка и аппликация) является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, она связана с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение двух основных задач: пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружаюшему миру, к родной природе, к событиям жизни; сформировать изобразительные навыки и умения. В процессе изобразительной деятельности у дошкольников совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие и художественный вкус, развиваются творческие способности. В данной книге мы приводим конспекты увлекательных занятий для детей 4 5 лет по аппликации из цветной бумаги, салфеток, журнальных страниц, ваты, засушенных листьев и манной крупы. Материал занятий рекомендуется использовать родителям и воспитателям дошкольных учреждений при работе с детьми. Занятия составлены по тематическому принципу: одна и та же тема пронизывает все занятия (по окружающему миру, по развитию речи, по лепке, по аппликации, по рисованию) в течение недели. По аппликации у детей 4 5 лет проводится одно занятие в неделю длительностью минут. В пособии представлены 36 конспектов комплексных занятий, рассчитанных на учебный год (с сентября по май).

4 Заранее внимательно прочитайте конспект и, если вам что-то не подходит, внесите изменения. Подготовьте необходимый материал и оборудование. Важна и предварительная работа (чтение художественного произведения, знакомство с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин). Желательно проводить занятие по аппликации после того, как дети уже лепили этот предмет. Занятия по аппликации строятся по следующему примерному плану: 1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоционапьной отзывчивости детей (стихи, загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драмматизации, упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры). 2. Создание алпликации начинается со знакомства, рассматривания и ощупывания изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по выполнению работы. Далее дети приступают к вырезанию деталей, раскладыванию заготовленных частей, нанесению на 1шх клея и т.д. Воспитатель может направлять действия детей, нуждающихся в поддержке и помощи. 3. Доработка изделия с помощью фломастеров, маленьких кусочков цветной бумаги (при этом необходимо обращать внимание детей на выразительные средства; правильно подобранные цвета, интересные детали). 4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои работы, замечать нестандартные решения, видеть сходство с натурой. Дети 4 лет осознанно подходят к процессу аппликации и стремятся достичь желаемого результата. Ребята составляют изображения предметов из деталей, складывают узоры, >'чатся правильно держать ножницы, плавно сжимать и разжимать их, резать по прямой, продолжают учиться пользоваться клеем и кисточкой. Существует три вида аппликации; Предметная изображаются отдельные предметы, не участвующие ни в каких событиях.

5 Сюжетная составляется композиция-иллюстрация к сказкам, рассказам, стихам, потешкам и т.д. Декоративная составляется узор из геометрических ф и гур на полосе, квадрате, круге Способы аппликации, используемые при работе с детьми 4 5 лет: из предметов (шапка и варежки для куклы); из частей предмета (пирамида, мишка); декоративная аппликация из полос и геометрических фигур (полоски на чашке); обрывание-мозаика из кругов, треугольников, квадратов, которые наклеиваются внутри контура (осенние листья на дереве); из скатанных кусочков салфеток (ягоды рябины, цветок в горшке); накладная аппликация из одинаковых по форме, но разных по размеру деталей, которые наклеиваются друг на друга по степени уменьшения (улитка, черепаха, цветок); из засушенных листьев дети составляют задуманный предмет из листьев (рыбка, лебедь); из ваты (цыпленок); из шариков ваты (ветка вербы); оригами; объемная аппликация (дом). Вам понадобится: бумага (цветная бумага, цветная двухсторонняя бумага, журнальная бумага, альбомная бумага, бархатная бумага); цветной картон; ножницы с тупыми концами; фломастеры; Клей ПВА; кисточка для клея; клеенка-подкладка; тряпочка; дополнительные материалы (цветные салфетки, открытки, вата, засушенные листья, манная крупа).

6 Ожидаемые конечные результаты к концу курса аппликации Сформирован интерес к искусству аппликации. Дети умеют правильно держать ножницы в правой руке и работать ими (режут одним или несколькими движениями ножниц). Умеют резать по прямой. Умеют составлять из полос изображения разных предметов. Умеют вырезать круг из квадрата путем скругления углов. Умеют вырезать овал из прямоугольника путем скругления углов. Составляют изображения предметов из частей. Умеют подбирать цвета, сочетающиеся между собой. Умеют составлять узоры из заготовленных геометрических элементов на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге, чередуя их по цвету, форме и величине. Умеют украшать изделие фломастерами. Умеют создавать аппликацию из цветной бумаги, из журнальной бумаги, засушенных листьев, салфеток, ваты, открыток. Владеют навыками аккуратного вырезания и наклеивания. Знакомы с техникой изготовления фрески. Знакомы с оригами и простыми приемами объемного конструирования.

7 Годовое тематическое планирование занятий по аппликации занятия Тема недели Материал и способ передачи замысла Тема занятия Сентябрь 1 Части тела и лица 2 Овощи 3 Фрукты 4 Ягоды 5 В лесу Картинки сказочных героев. Аппликация из частей предмета Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие Цветные салфетки Аппликация из скатанньг» кусочков салфеток Октябрь Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика Сказочные герои Ширма с овощами Ширма с фруктами Ветка рябины Ежик 6 Городские птицы Журнальная бумага. Аппликация из частей предмета Птица 7 Перелетные и оседлые птицы Цветная бумага. Оригами Лебедь 8 Осень Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика Осеннее дерево

8 Продолжение таблицы занятия Тема недели Материал и способ передачи замысла Тема занятия Ноябрь 9 Посуда 10 И Продукты питания Мебель 12 Одежда 13 Транспорт 14 Зима 15 Зимние забавы Новогодний праздник Домашние птицы Домашние животные Домашние животные и их детеныши Цветная бумага. Декоративная аппликация Цветная двухсторонняя бумага. Оригами Цветная бумага. Декоративная аппликация Цветная бумага. Аппликация из предметов Декабрь Цветная бумага. Аппликация из частей предмета Белая бумага. Аппликация из частей предмета Цветная бумага. Изготовление гирлянды. Коллективное занятие Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие Январь Вата. Аппликация на бархатной бумаге Цветная бумага. Аппликация из частей предмета Цветная бумага. Оригами Полоски на чашке Мороженое в стаканчике Полосатый коврик Шапка и варежки для КУКЛЫ Грузовик Белая снежинка Гирлянда из флажков Елка из леса Цыпленок Будка для собаки Мордочка щенка 20 Дикие животные Цветная бумага. Оригами Мордочка лисы 1

9 Продолжение таблицы занятия Тема недели Материал и способ передачи замысла Тема занятия Февраль 21 Мой дом 22 Мой город 23 День защитника Отечества 24 Профессии 25 Моя семья 26 Праздник мам 27 Комнатные растения 28 Живой утолок 29 Зоопарк 30 Космос 31 Весна 32 Пасха Цветная бумага. Аппликация из частей предмета Цветная бумага, манная крупа. Аппликация из предметов. Коллективное занятие Цветная бумага. Аппликация из частей предмета Цветная бумага. Объемная аппликация Март Цветная бумага. Аплтикация из частей предмета Открытки и журнальная бумага. Аппликация из предметов Цветная бумага и салфетки. Аппликация из скатанных кусочков салфеток Аппликация из засушенных листьев Апрель Журнальная бумага. Аппликация из предметов Цветная бумага. Аппликация из частей предмета Цветная бумага и вата. Аппликация из частей предмета и шариков ваты Цветная бумага и вата. Аппликация из частей предмета и шариков ваты Теремок Заснеженный город Военный корабль Строитель Неваляшки Цветы в вазе Цветок в горшке Рыбка Дельфины играют Солнышко Ландыш Ветка вербы

10 Продолжение таблицы занятия Тема недели Материал и способ передачи замысла Тема занятия Март 33 День рождения куклы Даши 34 Игрушки 35 Насекомые 36 Скоро лето Цветная бумага. Аппликация из предметов. Цветная бумага. Аппликация из частей предмета. Цветная бумага. Декоративная аппликация. Цветная бумага. Аппликация из частей предмета. Коллективное занятие Воздушные шары Пирамида Бабочка Ромашки на лугу

11 Конспекты занятий Тема недели «Части тела и лица» Занятие 1. Сказочные герои (Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Учить складывать изображение сказочного героя из четырех частей, наносить клей кистью на обратную сторону фигуры от середины к краям. Закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Демонстрационный материал. Сюжетные картинки к сказкам «Теремок», «Колобок» и т. д. Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, разрезанные на 4 части картинки со сказочными героями, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Покажите детям сюжетные картинки к сказкам, вспомните вместе название и краткое содержание каждой сказки. Раздайте детям сказочных героев, разрезанных на 4 части, и предложите их собрать. Когда картинка будет готова, детям следует нанести кисточкой клей на обратную сторону каждой части и наклеить на лист бумаги, плотно прижав тряпочкой. В конце занятия можно поиграть в подвижную игру; вы показываете детям сюжетную картинку, а дети, которые собирали героев этой сказки, подбегают со своими работами к вам. Тема недели «Овощи» Занятие 2. Ширма с овощами (Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие) Программное содержание. Расширять знания детей об овощах. Закреплять приемы нанесения кистью клея на обрат 11

12 ную сторону фигуры. Продолжать закреплять умение прикладывать намазанную клеем деталь к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Демонстрационный материал. Муляжи овощей (морковь, капуста, горох, репка, огурец, помидор, картошка). Раздаточный материал. Вырезанные из цветной бумаги изображения овощей, картонная книжка-раскладушка (размер страницы 12x10 см), фломастеры, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Выкладывайте перед детьми на стол овощи и вместе называйте их. Прочитайте детям стихотворение: Как на нашем огороде Овощи созрели. Первым зайка прискакал И морковку он достал. (Один ребенок назначается зайцем, прыгает к столу с овощами и забирает морковь.) А козе листы капусты Показались очень вкусны. (Другой ребенок назначается козой, подходит к столу и забирает капусту.) Петух в огород пришел Он горошину нашел. («Петух» важно подходит к столу и берет горох.) Свинка носом землю рыла И про репу не забыла. («Свинка» забирает репу.) Подведите итог, вспомнив, кто из героев стихотворения чем питается. Предложите сделать книгу про овощи. Раздайте детям по одному вырезанному из цветной бумаги овощу. Дети нано 12

13 сят клей на фигуру и наклеивают на страницу. Овощи можно располагать с двух сторон раскладушки. Сразу подписывайте фломастером, кто наклеивал данный ово1ц (печатными буквами). В конце занятия рассмотрите получившуюся книгу и подпишите названия овощей. Тема недели «Фрукты» Занятие 3. Ширдла с фруктами (Цветная бумага. Аппликация из пре/улетов. Коллективное занятие) Программное содержание. Расширить и уточнить представления детей о многообразии фруктов. Учить различать овощи и фрукты. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать внимательность. Раздаточный материал. Изображения фруктов и овощей, вырезанные из цветной бумаги, картонная книжка-раскладушка (размер страницы 12x10 см), фломастеры, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Выкладывайте перед детьми картинки фруктов и овощей. Ребятам надо называть их. Расскажите, что здесь есть и овощи, и фрукты. Овощи растут в земле, а фрукты на дереве. Фрукты в основном сладкие. Распределите картинки на две группы. Можно поиграть с детьми в игру «Четвертый лишний», Положргге перед малышами изображения яблока, помидора, груши и банана (огурца, капусты, апельсина, репы), спросите: Что здесь лишнее и почему? Предложите сделать книгу про фрукты. Раздайте детям по одному вырезанному из цветной бумаги фрукту. Дети наносят клей и наклеивают по одному фрукту на страницу. Фрукты можно располагать с двух сторон раскладушки. Сразу подписывайте фломастером, кто наклеивал данный фрукт (печатными буквами). 13

14 в конце занятия рассмотрите получившуюся книгу и подпишите названия фруктов. Не забудьте оставить пустую страницу для названия книги. Тема недели «Ягоды» Занятие 4. Ветка рябины (Цветные салфетки. Аппликация из скатанных кусочков салфеток) Программное содержание. Развивать мелкую моторику рук. Учить разрывать салфетку на кусочки, сминать каждый маленький кусок в комочек и наклеивать в заданном месте на лист бумаги. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Демонстрационный материал. Предметная картинка красной рябины. Раздаточный материал. Половинки альбомных листов с нарисованной шш наклеенной веткой рябины, красные салфетки, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой «Рябина»; Красненькую ягодку Мне дала рябина. Думал я, что сладкую, А она, как хина. То ли эта ягодка Просто не созрела, То ль рябина хитрая Пошутить хотела. Спросите детей: О чем это стихотворение? (О рябине.) Какая ягодка рябины? (Красная, горькая, кислая.) Объясните детям, что хина это очень горькая кора хинного дерева, которое растет в Америке. Рассмотрите с детьми рисунок красной рябины, определите форму и цвет ягод. Покажите ребятам, как от салфетки отрывать небольшие кусочки, скатывать их между пальцев 14

15 в маленькие шарики, наносить кисточкой клей на каждый комочек и прижимать к листу бумаги. Тема недели «В лесу» Занятие 5. Ежик (Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика) Программное содержание. Учить отрывать от листа бумаги кусочки небольшого размера, наносить на них клей и наклеивать на картон внутри контура. Продолжать учить оформлять аппликацию с помощью фломастеров. Развивать мелкую моторику рук. Раздаточный материал. Картон с контурным изображением ежика, цветная двухсторонняя бумага, фломастеры или цветные карандаши, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Проведите с детьми ряд упражнений: В лесу деревья высокие. (Прямые руки вытянуты вверх.) Вот подул ветер И закачал деревья. (Движения поднятых рук в разных направлениях.) Ежик маленький замерз. (Прямые пальцы одной руки проходят через пальцы другой,'ладони находятся под углом друг к другу.) И в клубок свернулся. (Сцепленные пальцы сгибаются, образуя замочек.) Солнце ежика согрело, Ежик развернулся. (Сцепленные в замочек па/1ьцы выпрямляются, образуя колючки ежа.) Предложите сделать колючего ежика. Раздайте детям картон с нарисованным контуром ежика и черную (серую) бумагу. Детям надо оторвать от бумаги много маленьких кусочков. Затем, держа кусочек в руках, нанести на него кисточкой клей и наклеить на спинку ежа внутри контура. Нужно заполнить всю спину кусочками, располагая их рядом друг с другом. Мордочку можно закрасить коричневым каранда 15

16 шом. По желанию дополнить работу травкой, солнцем, облаками и т. д. Тема недели «Городские птицы» Занятие 6. Птица (Журнальная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Учить составлять задуманный предмет из нескольких частей, располагать его в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать детали. Продолжать учить показывать слова стихотворения жестами. Демонстрационный материал. Изображение птицы. Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, вырезанные из журнальной бумаги большой и маленький круги (туловище и голова), четыре небольших треугольника (клюв, хвост и ноги), клей ПВА, кисти для кнея, тряпочки, клеенки-подкладки. Проведите с детьми физкультминутку «Птички и ветер», изображая с помощью движений слова стихотворения: Маленькие птички, Птички-невелички, По лесу летают, Песни распевают. Буйный ветер налетел, Птичек унести хотел. Птички спрятались в дупло. Там не тронет их никто. Рассмотрите с малышами изображение птицы. Определите, из каких основных частей она состоит (туловище, голова, лапки, клюв, хвост). Раздайте детям вырезанные детали и предложите собрать птичку, начиная с основных частей, то есть с туловища и головы. К большому кругу надо присоединить маленький (у птички может быть поднята или опущена голова). Ноги-треугольники расположить внизу туловища, хвост сбоку, клюв рядом с головой. 16

17 Спросите детей: Что могут делать ваши птички? (Пить, есть, летать, ходить, клевать, спать, петь.) Тема недели «Перелетные и оседлые птицы» Занятие 7. Лебедь (Цветная буллага. Оригами) Программное содержание. Познакомить детей с новым способом обработки бумаги оригами. Учить выполнять действия в заданной последовательности, оформлять поделку фломастерами. Развивать мелкую моторику рук. Раздаточный материал. Квадраты из белой бумаги 15x15 см, фломастеры. Прочитайте детям отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка 6 царе Салтане»: Ечядь поверх текучих вод Лебедь белая плывет... Тут она, взмахнув крылами. Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты, Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась. Спросите детей: В кого превратилась лебедь? (В царевну.) Предложите ребятам сделать лебедя из бумаги необычным способом складыванием. Объясните последовательность работы: взять лист белой бумаги. Сложить квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник и положить так, чтобы линия сгиба осталась слева. Небольшую часть верхнего угла отогнуть назад получатся голова и клюв. Большую нижнюю часть загнуть вперед это крыло. На голове нарисовать фломастером глаз. 17

18 Тема недели «Осень» Занятие 8. Осеннее дерево (Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика) Программное содержание. Расширять знания детей о приметах осени. Продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать в нужном месте картинки. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Картон с нарисованными гуашью стволом и ветвями дерева, цветная двухсторонняя бумага (зеленая, желтая, красная, оранжевая), клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Осень»: Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Спросите детей: О каком времени года это стихотворение? (Об осени.) Почему вы так решили? (В стихотворении говорится, что дни стали холоднее, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях разноцветные.) Какого цвета листья осенью на деревьях? (Зеленые, желтые, красные, оранжевые.) Раздайте детям цветную бумагу тех же цветов и предложите разорвать ее на небольшие кусочки. Затем на каждый маленький кусочек цветной бумаги нужно нанести клей и наклеить на ветку дерева. Получились осенние деревья, «блистающие в разноцветном уборе». 18

19 Тема недели «Посуда» Занятие 9. Полоски на чашке (Цветная бумага. Декоративная аппликация) Программное содержание. Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии, украшать предмет с помощью вырезанных полос. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Воспитывать отзывчивость и доброту. Раздаточный материал. Силуэты чашек прямоугольной формы, вырезанные из картона; квадраты из цветной бумаги по ширине чашек, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Заранее познакомьте детей со сказкой К. Чуковского «Муха- Цокотуха». Вспомните с ребятами, кого Л'уха пригласила к себе на чаепитие (тараканов, букашек, блошек, пчелу, бабочку). Скажите: Но у Мухи-Цокотухи только одна чашка, а гостей много. Давайте поможем Мухе, сделаем для нее много красивых чашек. Предложите детям взять в правую руку ножницы, а в левую квадрат. Нужно разрезать его на'узкие прямые полосы. Горизонтально расположить полосы на чашке и наклеить их. Спросите детей: Кто будет пить из их чашки? Тема недели «Продукты питания» Занятие 10. Мороженое в стаканчике (Цветная двухаоронняя бумага. Оригами) Программное содержание. Продолжать учить конструировать из бумаги, складывать лист, хорошо проглаживать сгибы. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. 19

20 Раздаточный материал. Прямоугольники из цветной двухсторонней бумаги 16x6 см. Предложите детям послушать отрывок из стихотворения С. Михалкова «Сладкоежки» и сказать, о чем оно; Да здравствует мороженое, В стаканчики положенное! На палочках обычное, Со сливками клубничное, Кофейно-шоколадное И самое нарядное С названием «пломбир»! Спросите детей; О чем это стихотворение? ( О разном мороженом.) Кто любит мороженое? Чем вам нравится мороженое? Какое мороженое вы любите? Сделайте вместе с детьми оригами мороженого в стаканчике; заготовленный прямоугольник положите вертикально. Верхний левый угол загните к правому краю, а нижний правый угол к левой стороне. Затем сложите всю заготовку пополам, чтобы совпали острые углы. Большую часть верхнего угла нужно отогнуть обратно это будет мороженое, а нижняя часть стаканчик. Тема недели «Мебель» Занятие 11, Полосатый коврик (Цветная бумага. Декоративная аппликация) Программное содержание. Учить детей правильно держать ножницы, сжимать и разжимать кольца, резать по прямой линии. Учить украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Учить договариваться друг с другом о ходе работы. Воспитывать доброту, заботу о животных. 20

21 Раздаточный материал. Картонные прямоугольники 12x6 см, квадраты из цветной бумаги разных цветов 6x6 см, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Заранее познакомьте детей со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок». На занятии прочитайте несколько отрывков из него: я сегодня сбилась с ног У меня пропал щенок. Два'часа я горевала, Книжек в руки не брала, Ничего не рисовала. Все сидела и ждала. Вдруг Какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь. Прыгает через порог.. Кто же это? Мой щенок. Нос распух, не видно глаза. Перекошена щека, И, впиваясь, как игла, На хвосте жужжит пчела. Весь укутанный, В постели Мой щенок лежит пластом И виляет еле-еле Забинтованным хвостом. Предложите сделать для щенка мягкий красивый коврик, чтобы ему было удобно лежать. Для этого детям нужно взять в правую руку ножницы, а в левую квадрат и разрезать его на узкие полосы бумаги. Чтобы полоски были разноцветными, дети, сидящие за одним столом, могут обменяться вырезанными полосками. Затем посоветуйте детям расположить полоски поперек ковра и наклеить их. 21

22 Тема недели «Одежда» Занятие 12. Шапка и варежки для куклы (Цветная бумага. Аппликация из предметов) Программное содержание. Продолжать у-чить наносить клей на детали и ровно наклеивать их на лист бумаги. Закреплять умение соотносить цвет с его названием. Демонстрационный материал. Три куклы в платьях разных цветов (синем, желтом и красном). Раздаточный материал. Вырезанные из цветной бумаги шапки и варежки тех же цветов, что и платья у кукол, альбомные листы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Обыграйте ситуацию: к вам пришли три куклы. На одной кукле синее платье, на другой красное, на третьей желтое. Куклы принесли с собой варежки и шапки, вырезанные из цветной бумаги. Куклы собрались гулять, но никак не могут подобрать варежки и шапку нужного цвета. Предложите детям выбрать варежки и шапку одного цвета и наклеить их на свой лист. В конце занятия спросите каждого ребенка, для какой куклы он нашел шапку и варежки. Тема недели «Транспорт» Занятие 13, Грузовик (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Продолжать учить правильно держать ножницы. Учить вырезать круглые формы из квадратов путем С1фугления углов, создавать образ из заранее вырезанных частей, располагать предмет в центре листа. Упражнять в умении аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги. Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, набор деталей для каждого ребенка: прямоугольник из цветной бумаги (кузов) 9x3 см, квадрат 5x5 см с обрезанным 22

23 верхним левым углом (кабина), два квадрата 4x4 см; ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенкиподкладки. Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Грузовик»: Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык Опрокинул грузовик. Спросите детей: Почему перевернулся грузовик? (Его опрокинул кот.) Предложите детям сделать из цветной бумаги такой грузовик, который никогда не перевернется. Раздайте детям заготовленные детали и попросите сложить из них машину Когда дети удивятся, что колеса квадратные, посоветуйте сделать круглые колеса. Покажите, как ножницами скруглить углы квадратов. Затем нужно нанести клей на детали и наклеить их на лист бумаги. Тема недели «Зима» Занятие 14. Белая снежинка (Белая бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Продолжать учить правильно держать ножницы, разрезать квадрат на узкие полосы. Упражнять в составлении задуманного предмета из полос. Закреплять навык аккуратного и ровного наклеивания. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Картонные круги диаметром 10 см, квадраты из белой бумаги 8x8 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение Э. Булгаковой: Если ветер злющий кружит, Застеклились за ночь лужи, 23

24 А меня упаковали В сто одежек неуклюжих, На деревьях, на карнизах Кружева да бахрома. Это значит на снежинках Опустилась к нам зима. Спросите детей: Что значит «застеклились лужи»? (Покрылись льдом.) Какая бахрома висит зимой на деревьях? (Снежная.) Почему надо тепло одеваться зимой? (Чтобы не простудиться.) Предложите детям сделать красивые снежинки, чтобы и в детском саду наступила зима. Для этого надо разрезать квадрат на узкие полоски и составить из них снежинку в виде пересекающихся в центре полосок. Затем аккуратно наклеить на голубой картон. Тема недели «Зимние забавы» Занятие 15. Гирлянда из флажков (Цветная бумага. Изготовление гирлянды. Коллективное занятие) Программное содержание. Учить складывать прямоугольник пополам, соединять с помощью клея стороны сложенного прямоугольника, пропуская между ними нитку. Учить чередовать флажки по цвету. Демонстрационный материал. Изображение нарядной елки. Раздаточный материал. Длинная нитка, прямоугольники из цветной бумаги 12x4 см разных цветов, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение О. Высотской: Нам нравится морозная Пушистая пора. Ночное небо звездное, Сверканье серебра. И елка зажигается, 24

25 ЙАКПМХ!. Аяий и,. «Ширма с фруктами» «Ширма с овощами» «Воздушные шары»

26 «Дельфины играют» «Цыпленок»

27 «Бабочка»

28 «Полоски на чашке» «Мордочка щенка»

29 «Строитель» «Мороженое в стаканчике» «Мордочка лисы»

30 «Военный корабль» «Пирамида» «Заснеженный город»

31 «Цветок в горшке» «Цветы в вазе» «Ландыш»

32 «Осеннее дерево»

33 и пляшет хоровод, И вот, как полагается, Приходит Новый год. Покажите ребятам рисунок украшенной елки и поговорите о приближающемся празднике. Спросите: Какое сейчас время года? (Зима.) Какой праздник приближается? (Новый год.) Как справляют Новый год? (Наряжают елку, готовят вкусную еду и т.д.) Что еще украшают, кроме елки? (Стены в комнате, окна и т. д.) Предложите сделать гирлянду из флажков для украшения стен. Сначала нужно сложить каждый прямоугольник пополам цветной стороной наружу. Затем нанести клей на одну из внутренних сторон сложенного прямоугольника, пропустить нитку, сверху накрыть второй половиной прямоугольника, плотно прижав ее. Так же сделать следующий флажок через несколько сантиметров после первого. Получившейся гирляндой можно украсить стены комнаты. Тема недели «Новогодний праздник» Занятие 16. Елка из леса (Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие) Программное содержание. Закреплять умение правильно держать ножницы. Продолжать учить вырезать круглые формы из квадратов, срезая углы. Учить работать детей вместе. Раздаточный материал. Лист ватмана с нарисованной зеленой елкой, квадраты из цветной бумаги 6x6 см, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Елка»: Вырастала елка В лесу на горе. 25

34 у нее иголки Зимой в серебре. У нее на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах. Приходили к елке Волки зимой... Увезли мы елку К себе домой. Нарядили елку В новый наряд На густых иголках Блестки горят. Началось веселье Песни да пляс! Хорошо ли, елка. Тебе у нас? Спросите детей: Чем была украшена елка в лесу? (Серебром, снегом, шишками, ледышками.) Скажите, что и к ребятам из леса пришла елка. Предложите детям украсить ее новогодними шариками. Раздайте каждому ребенку по одному квадрату из цветной бумаги и напомните, как правильно держать ножницы и срезать углы у квадратов. Затем нужно нанести клей на вырезанный круг и наклеить его на елку. Тема недели «Домашние птицы» Занятие 17. Цыпленок (Вата. Аппликация на бархатной бумаге) Программное содержание. Познакомить детей с последовательностью выполнения аппликации из ваты на бархатной бумаге без клея. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Вырезанные силуэты цыплят из бархатной бумаги любого цвета, вата. 26

35 ! Прочитайте детям стихотворение В. Левановского «Цыпленок»: Цыпленку в яйце Было очень темно, Цыпленок попробовал Сделать окно. Конечно же, что-то Неверно измерил И вместо окошка Он вырубил двери, Но ветер пахнул Из широких дверей. Под маму пришлось Забираться скорей. Спросите детей: Где сидел цыпленок? (В яйце.) Что произошло с цыпленком в этом стихотворении? (Цыпленок сделал слишком большую дырку в скорлупе, и ему стало холодно. Пришлось прятаться под маму от ветра.) Предложите сделать пушистого цыпленка необычным способом из ваты. От ваты нужно отрывать небольшие кусочки и прикреплять на бархатную бумагу тонким слоем, начиная с верхнего края и прижимая подушечками пальцев. Глаза, клюв и лапки можно сделать из скатанных пальцами шариков. Тема недели «Домашние животные» Занятие 18. Будка для собаки (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Учить разрезать квадрат на два треугольника, а круг на два полукруга. Продолжать учить составлять и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей. Учить понимать содержание рассказа, воспитывать отзывчивость и доброту. Учить работать в паре. 27

36 / / Раздаточный материал. Вырезанные из бумаги изображения щенков, половинки альбомных листов, квадраты 8x8 см из цветной бумаги, квадрат 5x5 см и круг диаметром 5 см для каждой пары детей, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям рассказ Е. Чарушина «Собака»: «У Шарика шуба густая, теплая он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки просто собачья будка, и там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, злых людей да воров во двор не пускает, за это все его любят да сытно кормят.» Спросите детей: Как зовут собаку? (Шарик.) Где живет Шарик? (В будке, в конуре.) Дайте каждому ребенку вырезанный силуэт собаки и скажите, что сейчас зима, а этой собаке негде жить, у нее нет будки. Предложите помочь собаке построить будку. Работать детям удобнее в парах. Дайте каждому ребенку по большому квадрату. Одному из детей в паре маленький квадрат, второму круг Покажите, как разрезать квадрат по диагонали и как разрезать круг пополам. Затем дети должны дать друг другу треугольник и полукруг. Осталось собрать будку большой квадрат будет стеной, треугольник крышей, полукруг входом. Изображение собаки можно наклеить около будки. Тема недели «Домашние животные и их детеныши» Занятие 19. Мордочка щенка (Цветная бумага. Оригами) Программное содержание. Продолжать знакомить с оригами. Учить складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы, выполнять действия в заданной последовательности. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Закреплять умение украшать аппликацию фломастерами. 28

37 Раздаточный материал. Квадраты из цветной двухсторонней бумаги желтого (серого или светло-коричневого) цвета, фломастеры. Прочитайте ребятам стихотворение С. Еремеева: Это кто ко мне спешит И от радости визжит, А потом лежит у ног? Это маленький щенок. Спросите детей: Про кого это стихотворение? (Про щенка.) Что делает щенок в стихотворении? (Спешит, визжит, лежит у ног.) Предложите ладонью изобразить щенка: большой палец внизу, остальные наверху раскрываем пальцы и говорим: «Гав». Скажите: Теперь сделаем мордочку щенка из бумаги. Нужно взять заготовленный лист цветной бумаги и сложить квадрат по диагонали, прогладив сгиб. Положить полученный треугольник сгибом кверху. Верхние противоположные концы заготовки нужно загнуть вперед, а нижний угол загнуть внутрь. Напомните ребятам нарисовать глаза, брови, нос и пасть фломастерами. Спросите детей: Какой щенок у вас получился? (Коричневый, веселый, озорной, смешной.) Тема недели «Дикие животные» Занятие 20. Мордочка лисы (Цветная бумага. Оригами) Программное содержание. Продолжать знакомить детей с оригами, складывать квадрат по диагонали и загибать углы, хорошо проглаживая сгибы. Продолжать учить выполнять дей 29

38 ствия в заданной последовательности. Развивать образное мышление. Познакомить с жизнью лисы зимой. Закреплять умение украшать изделие фломастерами. Раздаточный материал. Квадраты из цветной двухсторонней бумаги оранжевого цвета, фломастеры. Загадайте ребятам загадку: Эта хитрая плутовка Ловит зайцев очень ловко. Наша рыжая сестричка, А зовут ее... (Лисичка) Поговорите о жизни лисы зимой; Где живет лиса? (В лесу.) Меняет ли лиса окрас своей шерсти? (Нет.) Почему? (Лиса никого не боится.) Какого цвета шерсть у лисы? (Рыжего.) В каких сказках мы встречались с лисой? («Колобок», «Теремок» и др.) Какая лиса в сказках? (Хитрая, умная, плутоватая.) Предложите сделать мордочку лисы из оранжевой бумаги. Нужно взять квадрат, сложить его по диагонали и положить сгибом вверх. Верхние противоположные концы заготовки отогнуть назад и вверх и прогладить сгибы. Подскажите малышам, как нарисовать фломастером глаза, а нижний угол превратить в нос, закрасив его. Спросите детей: Какая лиса у вас получилась? (Рыжая, красивая, хитрая.) Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Теремок (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Продолжать формировать навык разрезания прямоугольника на длинные полосы. Закреплять умение составлять из полос задуманный предмет. 30

39 Учить располагать предмет в центре листа, аккуратно и ровно наклеивать, изображать с помощью движений слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений. Раздаточный материал. Прямоугольники из цветной бумаги 6x8 см, картон, ножницы, клей, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Начните занятие с физкультминутки: Стоит в поле теремок. Кто в нем живет? (Присядьте на корточки, накрыв голову руками, ладони под прямым углом в виде крыши.) Дверка открывается, Кто-то появляется. (Медленно раскрывайте руки над головой.) Бам, бам! (Подпрыгните, вытянув руки вверх.) Попрыгунчик там! Спросите детей: Кто живет в теремке? (Попрыгунчик.) Почему его так называют? (Он высоко прыгает.) Предложите сделать для него теремок из полосок. Надо разрезать прямоугольник поперек на узкие полосы и составить из них контур терема: четыре полосы образуют края стен (снизу, сверху и по бокам), а из двух пересекающихся вверху полос составляется крыша. Можно сделать окно из четырех маленьких полосок. Теремок для Попрыгунчика готов. Тема недели «Мой город» Занятие 22. Заснеженный город (Цветная бумага, манная крупа. Аппликация из предметов. Коллективное занятие) Программное содержание. Учить составлять коллективную сюжетную композицию из прямоугольников разных размеров, технике изготовления фрески: равномерно наносить 31

40 клей на поверхность и сыпать манную крупу. Продолжать учить работать в коллективе, распределять действия и договариваться о ходе работы. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. По листу голубого или синего картона на каждые 5 6 детей, разноцветные прямоугольники из цветной бумаги разных размеров (от 6x2 см до 14x8 см), манная крупа, фломастеры, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение С. Маршака: Сыплет, сыплет снег охапками На поля зима. До бровей накрылись шапками Во дворах дома. Ночью вьюга куролесила, Снег стучал в стекло, А сейчас гляди, как весело И белым-бело! Спросите детей: Что засыпал снег? (Поля, дома.) Разделите детей на подгруппы по 5 6 человек и предложите изобразить заснеженный город. Раздайте каждой группе по одному синему листу картона и набору прямоугольников. Малышам нужно расположить силуэты домов (прямоугольники) на картоне и наклеить их. Нарисовать фломастерами окна и двери. Затем нужно припорошить дома снегом (манной крупой). Покажите детям, как нанести кистью клей на крышу дома. Теперь нужно пальчиками брать щепотку манной крупы и сыпать на липкую поверхность. Дети по очереди будут наносить клей на крыши домов, на землю, на окна и сыпать крупу. В конце занятия можно сравнить заснеженные города разных подгрупп, выделить особо удавшиеся моменты. 32

41 Тема недели «День защитника Отечества» Занятиг^ 23. Военный корабль (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Учить обрезать прямоугольник до трапеции. Закреплять умение составлять предмет из отдельных частей. Учить располагать предмет в центре листа. Продолжать учить аккуратно и ровно наклеивать детали. Раздаточный материал. Картон голубого цвета и разноцветные прямоугольники 4x2 см, 5,5x1 см, 6x2,5 см, 14x6 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям отрывок из стихотворения С. Маршака «Великан»: Раз, Два, Три, Четыре. Начинается рассказ. В сто тринадцатой квартире Великан живет у нас. И когда большие лужи Разливаются весной, Великан во флоте служит Самым младшим старшиной. Пароход за пароходом Он выводит в океан. И растет он с каждым годом, Этот славный великан! Спросите у детей; Вы догадались, о каком великане идет речь в стихотворении? (О мальчике.) Почему его называют великаном? (Мальчик большой по сравнению со своими игрушечными пароходами.) 33

42 Предложите детям сделать военный корабль. Раздайте ребятам заготовленные прямоугольники. У самого большого прямоугольника детям надо срезать два нижних угла прямыми движениями ножниц, чтобы получилась трапеция. Помогите детям составить корабль: перпендикулярно трапеции надо расположить длинную полоску (5,5x1 см). Это будет мачта. На ней в качестве парусов будут висеть остальные прямоугольники: снизу большой, а наверху маленький. Остается наклеить детали на картон. Тема недели «Профессии» Занятие 24. Строитель (Цветная бумага. Объемная аппликация) Программное содержание. Учить создавать объемный предмет, складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, срезать прямые углы у сложенного пополам прямоугольника для получения трапеции. Раздаточный материал. Прямоугольники из плотной цветной бумаги 20x8 см и 10x4 см, по четыре квадрата 3x3 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение Е. Серовой: Строитель хочет строить дом На радость новосе)1ам. Чтоб каждый становился в нем Счастливым и веселым. Предложите ребятам тоже стать сегодня строителями и построить дома. Раздайте детям заготовленные детали. Большой прямоугольник нужно сложить поперек и поставить «карточным домиком». Маленький прямоугольник сложить вдоль и положить линией сгиба вверх, срезать ножницами два верхних угла, чтобы получилась трапеция (крыша). Остается наклеить окна с одной стороны дома, а сверху крышу. 34

43 Получился устойчивый дом (стены снизу нужно расставить в разные стороны). Спросите детей: Кого они поселят в своем доме? Тема недели «Моя семья» Занятие 25. Неваляшки (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Продолжать учить вырезать круги, плавно закругляя углы квадратов, составлять изображаемый предмет из нескольких кругов, правильно располагая их на листе. Учить передавать слова стихотворения действиями. Демонстрационный материал. Неваляшка. Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, квадраты 6x6 см (туловище), 4x4 см (голова), два квадрата 2x2 см (руки), ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Рассмотрите с детьми неваляшку. У нее есть туловище, голова, руки. Все эти части круглые. Скажите: Давайте превратимся в неваляшек и станцуем их танец. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. И бегаем кругом, И бегаем кругом. (На последние три строчки дети попарно берутся за руки и бегут по кругу на одном месте). Предложите детям сделать семейство неваляшек. Раздайте малышам заготовки квадратов и предложите плавно закруг 35

44 лить углы с помощью ножниц. Затем собрать из получившихся кругов неваляшку и наклеить; над самым большим кругом будет средний, а по бокам маленькие круги. Тема недели «Праздник мам» Занятие 26. Цветы в вазе (Открытки и журнальная бумага. Аппликация из премаетов) Программное содержание. Учить составлять композицию из заготовленных деталей, вырезанных из открыток и журнальной бумаги. Продолжать упражнять в аккуратном и ровном наклеивании. Воспитывать любовь к маме. Раздаточный материал. Для каждого ребенка; картон, вырезанный из открытки букет цветов, ваза из журнальной бумаги; ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Поговорите с детьми об их мамах; любят ли они свою маму, какая у них мама, чем она любит заниматься дома и т. д. Прочитайте детям стихотворение В. Шуграевой «Маме»; в горшочек посажу росток, Поставлю на окне. Скорей, росток, Раскрой цветок Он очень нужен мне. Промчатся ветры за окном Со снежною зимой, И будет выше С каждым днем Расти цветочек мой. Когда же по календарю Весны настанет срок, Восьмого марта Подарю Я маме свой цветок! 36

45 предложите тоже сделать и подарить своей маме цветок. Детям нужно составить композицию из букета цветов и вазы и наклеить. Подарок для мамы готов! Тема недели «Комнатные растения» Занятие 27. Цветок в горшке (Цветная бумага и салфетки. Аппликация из скатанных кусочков салфеток) Программное содержание. Продолжать учить вырезать трапецию из квадрата, срезая углы, отрывать от салфетки небольшие кусочки, сминать их в комочек и наклеивать. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, квадраты 6x6 см из цветной бумаги, полоски зеленой бумаги, салфетки разных цветов, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение Е. Серовой «Садовод»: О чем мечтает садовод? В его мечтах весь мир цветет. И люди, глядя на цветы, Становятся добрей. Пусть эти славные мечты Исполнятся скорей. Спросите детей: О ком это стихотворение? (О садоводе.) Чем занимается садовод? (Выращивает цветы.) Сегодня на занятии вы превратитесь в садоводов и будете «выращивать» комнатные цветы в горшках. Предложите детям взять в правую руку ножницы, а в левую квадрат и срезать два нижних угла. Получится трапеция (ваза). Вазу и стебель (зеленую полоску бумаги) нужно расположить в центре листа и наклеить. Затем скатать маленькие шарики из цветных салфеток и наклеить вокруг стебля. 37

46 Тема недели «Живой уголок» Занятие 28. Рыбка (Аппликация из засушенных листьев) Программное содержание. Учить располага1 ь и наклеивать засушенные листья на листе так, чтобы получился задуманный предмет. Развивать мелкую моторику пальцев. Раздаточный материал. По два засушенных листика (для хвостика рыбки желательно лист дуба), обрезанные крылатки клена, маленькие кружки из бархатной бумаги, картон голубого цвета, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Начните занятие с пальчиковой гимнастики: Рыбка плавала в пруду, Хвостиком виляла, (Делаем ладонью плавные движения.) Корм глотала на ходу, Ротик раскрывала. (Пальцы обеих рук сжаты вместе, большие пальцы противопоставлены остальным, изобразить открывание и закрывание рта.) Положите перед каждым ребенком лист картона и предложите из листьев собрать рыбку (большой листик будет туловищем, маленький хвостом, из крылаток клена можно сделать плавники). Затем надо нанести на каждый листик клей и наклеить, плотно прижимая тряпочкой. Кружок из бархатной бумаги будет глазом. Спросите детей: Что умеет делать рыбка? (Плавать, есть корм, спать, играть.) Тема недели «Зоопарк» Занятие 29. Дельфины играют (Журнальная бумага. Аппликация из прзедметов) Программное содержание. Продолжать учить вырезать круг, плавно закругляя углы квадрата. Закреплять умение состав 38

47 лять композицию из заготовленных деталей, наносить на них клей и наклеивать на лист бумаги. Продолжать учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Голубой картон, по два дельфина, вырезанных из журнальной бумаги, квадраты из цветной бумаги 5x5 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение Д. Розалиевой «Дельфины»: Над водой мелькают спины Это плавают дельфины. Могут прыгать и нырять. Мяч носами отбивать. Спросите детей: О чем это стихотворение? (О дельфинах.) Что умеют делать дельфины? (Плавать, прыгать, нырять, отбивать мяч и т. д.) Сегодня мы как раз сделаем дельфинов, играющих в мяч. Сначала надо вырезать круг из квадрата (мяч). Затем попросите детей расположить силуэты дельфинов и мяча на голубом картоне. Дети должны нанести клей на оборот вырезанных дельфинов и наклеить их на лист, потом наклеить мяч. Тема недели «Космос» Занятие 30. Солнышко (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Закреплять умение разрезать прямоугольник на полосы, вырезать круг из квадрата. Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей и наклеивать их на картон, располагать предмет в центре листа. Продолжать учить понимать и анализировать стихотворное произведение. 39

48 Раздаточный материал. Картон голубого цвета, желтые (оранжевые или красные) прямоугольники 6x8 см, квадраты 5x5 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям закличку: Солнышко, повернись! Красное, разожгись! С весной красною вернись! Красно-солнышко, В дорогу выезжай! Зимний холод прогоняй! Спросите детей: О чем это стихотворение? (О солнце.) Что просят сделать солнышко? (Вернуться и прогнать зимний холод.) Как вы думаете, о каком времени года это стихотворение? (О весне.) Предложите помочь солньшпсу вернуться и прогнать зиму. Солнцу надо ярко-ярко засиять и растопить последний снег. Дети берут ножницы и закругляют углы квадратов. Затем прямоугольник разрезают поперек на узкие полосы. Круг располагают в центре картона, а лучи вокруг круга. Вот и засверкало на небе весеннее солнышко. Тема недели «Весна» Занятие 31. Ландыш (Цветная бумага и вата. Аппликация из частей предмета и шариков ваты) Программное содержание. Продолжать учить составлять задуманный предмет из частей, отрывать от ваты небольшие кусочки, скатывать их между пальцами в комочки и наклеивать на альбомный лист в нужном месте. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Познакомить детей с внешним видом ландыша. 40

49 Демонстрационный материал. Предметная картинка ландыша. Раздаточный материал. Картон любого цвета (кроме зеленого и белого), вата, полусогнутый стебель и лист ландыша из зеленой цветной бумаги, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение Е. Серовой «Ландыш»: Родился лаыдыш в майский день И лес его хранит. Мне кажется: его задень Он тихо зазвенит. И этот звон услышат луг, и птицы и цветы... Давай послушаем, а вдруг Услышим я и ты? Спросите детей; О чем это стихотворение? (О ландыше.) Как вы думаете, с каким цветком он сравнивается? (С колокольчиком.) Покажите детям картинку с изображением ландыша. Рассмотрите его белые цветки, похожие нй маленькие колокольчики, и вытянутые листья. Предложите детям расположить и наклеить на картоне лист и веточку ландыша. От ваты нужно отрывать небольшие кусочки, скатывать их между пальцев в шарики, наносить на каждый шарик клей и наклеивать в ряд друг за другом около стебля ландыша. Тема недели «Пасха» Занятие 32. Ветка вербы (Цветная бумага и вата. Аппликация из частей предмета и шариков ваты) Программное содержание. Продолжать учить отрывать от ваты кусочки, слегка скатывать их между пальцами и накле 41

50 ивать на альбомный лист в нужном месте. Учить раскрашивать ватные шарики. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Демонстрационный материал. Предметная картинка ветки вербы или живая веточка. Раздаточный материал. Картон любого цвета (кроме белого), вата, вырезанные из красной или коричневой бумаги ветки вербы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки, гуашь, мягкие кисточки, баночки с водой. Прочитайте детям стихотворение А. Фета «Весна»; Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом... Спросите детей: О чем это стихотворение? (О вербе, о весне.) Какая верба в стихотворении? (Пушистая.) Рассмотрите картинку вербы и скажите, что у вербы красноватые ветки с серыми почками, которые появляются ранней весной. Верба это куст. Предложите сделать веточку вербы. Детям надо расположить на картоне и наклеить коричневую веточку, отрывать кусочки ваты, слегка скатывать их между пальцев в пушистые шарики, наносить на каждый шарик клей и наклеивать с разных сторон веточки. Затем нужно смешать белую и черную гуашь и полученной серой краской раскрасить белые шарики ваты, чтобы получились настоящие почки вербы. Тема недели «День рождения куклы Даши» Занятие 33. Воздушные шары (Цветная бумага. Аппликация из предметов) Программное содержание. Учить вырезать овалы из прямоугольников и наклеивать их на нарисованные веревочки того же цвета. Продолжать учить выполнять работу аккуратно. 42

51 Развивать мышление и глазомер. Воспитывать отзывчивость и доброту. Раздаточный материал. Альбомные листы с нарисованными или наклеенными разноцветными ниточками, прямоугольники тех же цветов размером 6x4 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение В. Антонова; Шарики, шарики Подарили нам! Красные, синие Дали малышам! Шарики подняли Мы над головой. Заплясали шарики Красный, голубой! Спросите детей: Что подарили малышам? (Шарики.) Каких цветов могут бьггь шарики? Раздайте прямоугольники и предложите сделать из них овальные шары. Затем проверьте, правильно ли подобрали и расположили дети шары на веревочках. Чтобы шары не улетели, посоветуйте их наклеить. В конце занятия можно посчитать количество шариков на альбомных листах и сказать, какого они цвета. Тема недели «Игрушки» Занятие 34. Пирамида (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Программное содержание. Закреплять умение вырезать овалы из прямоугольников, наклеивать овалы, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким. Воспитывать отзывчивость и доброту. Раздаточный материал. Половинки альбомных листов, разноцветные прямоугольники 10x4 см, 7,5x3 см, 5x2,5 см, 43

52 3,5x2 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение Д. Розалиевой: Пирамиду строю я Помогайте мне, друзья! Одно колечко на другое Повторяйте все за мною. Предложите построить пирамиду. Раздайте детям прямоугольники и предложите закруглить углы, чтобы получились овалы. Затем проверьте, правильно ли дети расположили овалы на листе бумаги. Следите, чтобы между овалами не было расстояний. В конце занятия можно посчитать количество колец в пирамиде и сказать, какого они цвета. Тема недели «Насекомые» Занятие 35. Бабочка (Цветная бумага. Декоративная аппликация) Программное содержание. Учить самостоятельно украшать аппликацию кр>тами, квадратами и треугольниками, соблюдая симметрию в создании узора. Продолжать учить располагать предмет в центре листа. Закреплять умение аккуратно и ровно наклеивать детали на лист бумаги. Развивать внимание и сообразительность. Раздаточный материал. Альбомный лист с наклеенными 3 4 разными бабочками (у каждой бабочки не хватает одного или двух крыльев), недостающие крылья из цветной бумаги, половинки альбомных листов, вырезанные силуэты бабочек и заготовки для украшений (круги, квадраты, треугольники), клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Покажите детям альбомный лист с бабочками и предложите подобрать для каждой бабочки недостающее крыло. 44

53 Спросите детей; Почему вы подобрали именно эти крылья? (Они такие же, как противоположные.) Затем раздайте детям половинки альбомных листов, силуэты бабочек и заготовки для украшений. Предложите наклеить на лист силуэт бабочки, затем сделать нужные детали (круг можно превратить в полукруги, из квадратов сделать круги или треугольники, треугольники разрезать на несколько частей) и симметрично украсить крылья. Спросите детей: Что умеют делать ваши бабочки? (Порхать с цветка на цветок, собирать пыльцу, летать и т. д.) Тема недели «Скоро лето» Занятие 36. Ромашки на луг/ (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета. Коллективное занятие) Программное содержание. Закреплять умение вырезать круги из квадратов и вставлять их в заготовленные прорези на круге. Учить составлять коллективную композицию и аккуратно наклеивать силуэты цветов на основу. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Раздаточный материал. Большой лист-зеленого картона или лист ватмана, тонированный зеленым, желтые круги с 6 надрезами по 2 см, по 6 белых квадратов 5x5 см, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, тряпочки, клеенки-подкладки. Прочитайте детям стихотворение Ф. Грубина «Ромашки»: Белые ромашки-сестрички, У ромашек белые реснички. Пляшут ромашки среди луга. До чего ж похожи друг на друга! Спросите детей: О чем это стихотворение? /О Где растут ромашки? (На лугу.) 45

54 Скажите, что сегодня вы все вместе сделаете много ромашек. Нужно вырезать из квадратов 6 белых кругов и вставить их в прорези заготовленного желтого круга. Затем нанести с обратной стороны клей и наклеить на лист ватмана. Когда все дети сделают по ромашке, получится ромашковый луг Закончить занятие можно отрывком из стихотворения Г. Новицкой «Ромашки»: Разметались белые ромашки По лугам, среди высоких трав, Словно кто-то разбросал бумажки, Солнышко на них нарисовав.

55 Содержание От автора... 3 Ожидаемые конечные результатык концу курса аппликации...6 Годовое тематическое планированиезанятий по аппликации...7 Конспекты занятий... II Занятие 1. Сказочные герои (Аппликация из частей предмета)...11 Занятие 2. Ширма с овощами (Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие)...ii Занятие 3. Ширма с фруктами (Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие) Занятие 4. Ветка рябины (Цветные салфетки. Аппликация из скатанньис кусочков салфеток) Занятие 5. Ежик (Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика) Занятие 6. Птица (Журнальная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 7. Лебедь (Цветная бумага. Оригами) Занятие 8. Осеннее дерево (Цветная двухсторонняя бумага. Обрывание-мозаика) Занятие 9. Полоски на чашке (Цветная бумага. Декоративная аппликация) Занятие 10. Мороженое в стаканчике (Цветная двухсторонняя бумага. Оригами) Занятие 11. Полосатый коврик (Цветная бумага. Декоративная аппликация)...20 Занятие 12. Шапка и варежки для куклы (Цветная бумага. Аппликация из предметов)...22 Занятие 13. Грузовик (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 14. Белая снежинка (Белая бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 15. Гирлянда из флажков (Цветная бумага. Изготовление гирлянды. Коллективное занят ие) Занятие 16. Елка из леса (Цветная бумага. Аппликация из предметов. Коллективное занятие)...25 Занятие 17. Цыпленок (Вата. Аппликация на бархатной бумаге) Занятие 18. Будка для собаки (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 19. Мордочка щенка (Цветная бумага. Оригами) Занятие 20. Мордочка лисы (Цветная бумага. Оригами)...29 Занятие 21. Теремок (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 22. Заснеженный город (Цветная бумага, манная крупа. Аппликация из предметов. Коллективное занятие)...31

56 Занятие 23. Военный корабль (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 24. Строитель (Цветная бумага. Объемная аппликация)...34 Занятие 25. Неваляшки (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 26. Цветы в вазе (Открытки и журнальная бумага. Аппликация из предметов) Занятие 27. Цветок в горшке (Цветная бумага и салфетки. Аппликация из скатанных кусочков салфеток) Занятие 28. Рыбка (Аппликация из засушенных листьев)...38 Занятие 29. Дельфины играют (Журнальная бумага. Аппликация из предметов)...38 Занятие 30. Солнышко (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 31. Ландыш (Цветная бумага и вата. Аппликация из частей предмета и шариков ваты)...40 Занятие 32. Ветка вербы (Цветная бумага и вата. Аппликация из частей предмета и шариков ваты)...41 Занятие 33. Воздушные шары (Цветная бумага. Аппликация из предметов)...42 Занятие 34. Пирамида (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета) Занятие 35. Бабочка (Цветная бумага. Декоративная аппликация)..44 Занятие 36. Ромашки на лугу (Цветная бумага. Аппликация из частей предмета. Коллективное занятие)...45 Дарья Николаевна Колдина Аппликация с детьми 4 5 лет Конспекты занятий Главный редактор А. Дорофеева Редактор Е. Краснушкина Художественный редактор Н. Василевская Художник О. Налетова Компьютерная верстка О. Пятакова Корректор Е. Хименчук Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» , г. Москва, ул. Мневники, д. 7, корп. 1, тел.: +7 (499) Формат 60x90/16. Уел. печ. л. 3, Тираж 5000 экз. Заказ 536/2 Отпечатано в ООО «Флер-1» , г. Краснодар, ул. Уральская, 98/2 Тел.: 8 (861)

Показать еще


Источник: http://docplayer.ru/48812098-D-n-koldina-applikaciya-s-detmi-4-5-let-konspekty-zanyatiy-izdatelstvo-mozaika-sintez.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Аппликация с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. Дарья Колдина - Вязание от deagostini

Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья Конспекты занятий по аппликации 4-5 лет колдина дарья

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ